Четверг, 16-Май-2024, 4.43.41

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость | RSS


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » О том, о сем.... » Просто обо всем помаленьку » Страстная седмица (Что мы вспоминаем на страстной седмице.................)
Страстная седмица
brigДата: Воскресенье, 12-Апр-2009, 4.39.57 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 327
Статус: Offline
[color=red]12 апреля 2009
Великий Понедельник: проклятие смоковницы

Страстная седмица - главная неделя года в жизни каждого христианина. В эти дни необходимо по возможности отложить все дела, вообще забыть о себе, о своих заботах и проблемах, мелких и пошлых по сравнению тем, что более двух тысяч лет назад совершалось в Палестине, и тогда, по словам митрополита Антония Сурожского, «думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней». Каждый день этой недели по-своему важен.


В Великий понедельник Церковь вспоминает несколько событий из Нового Завета: проклятие бесплодной смоковницы и притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих отрекшийся от Христа Израильский народ и всякого человека, не приносящего добрых плодов своей жизни; а также пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях. К этому присоединяется воспоминание о ветхозаветном Иосифе, как прообразе Христа в Его страданиях и дальнейшей победе.

В Евангелиях рассказывается о том, что после торжественного входа в Иерусалим, в тот же день Иисус удалился из города в Вифанию и провел там ночь. Возвращаясь утром в Иерусалим, Христос захотел есть. Он подошел к смоковнице (т.е. инжирному дереву), но не нашел на ней плодов. Евангелист Марк объясняет это тем, что еще не время было собирания смокв (Мк. 11, 13). И тогда Спаситель сказал смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21, 19). Некоторые читатели могут удивиться кажущейся несправедливости Господа: как это так Он наказал ни в чем не повинное дерево, хотя оно по всем законам природы просто не могло тогда принести плодов. Это недоумение, по крайней мере, странно: речь ведь идет всего лишь о дикорастущем дереве, а применять в отношении бездушных предметов категории справедливости абсурдно. Проклятие смоковницы не более, чем символ, которым Христос хотел сказать людям нечто существенно важное. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Спасителя: «Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением». Еще раньше апостолы хотели попросить своего Учителя дать им власть низвести огонь на самарянское селение, в котором их не приняли. Господь запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Ин. 19, 55-56). Сын Божий, Судия вселенной, единственный раз проявил Себя в этом качестве, да и то в отношении не человека, а бездушного дерева, которое, к тому же, по преданию, уже было подточено червями.

Это чудо также имеет важное нравственное значение и для каждого человека. В каждый миг человек должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться тогда духовно пустым и бесплодным. «Наказания иссохшей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесем достойные плоды покаяния Христу, подающему нам великую милость», - молится Церковь в этот день.

Совершив чудо со смоковницей, Спаситель пришел в Иерусалимский храм и учил там народ. Тут же к Нему подошли первосвященники и старейшины народа и пытались уловить Его в словах. В ответ Христос сказал им притчу о злых виноградарях, которые избивали, а то и убивали всех слуг, посланных хозяином, а потом убили и сына владельца виноградника, чтобы овладеть наследством. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? - спросил Иисус у старейшин и первосвященников. Тогда они вынуждены были, по сути, произнести суд над самими собой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21, 41). По святоотеческому толкованию, виноградник в этой притче означает народ израильский, которого Господь призвал хранить истинную веру в Единого Бога среди мрака язычества и от которого ждал духовных плодов. Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали Его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий, Церковь, стала достоянием всех народов, обратившихся ко Христу. Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто мы сами пытаемся убить Бога в себе и в окружающем нас мире, устроить жизнь без Него. О чудовищной пустоте (Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38), - скажет Спаситель) и разрушении (не останется здесь камня на камне), которые останутся в душе после этого «богоубийства», и предупреждает эта притча. Каждым грехом мы вновь распинаем Христа - один из главных мотивов сегодняшнего церковного богослужения. Об этом тоже надо задуматься и всегда помнить.

В этот же день Церковь вспоминает и ветхозаветного праведника Иосифа Прекрасного. За свою чистоту жизни он претерпел множество страданий: был продан братьями, оклеветан женой египетского царедворца и был заключен в темницу. Господь, однако, во всех бедствиях спасал Своего угодника. В конце концов, уже Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти. В этом он стал прообразом Христа, много пострадавшего от людей и распятого ими, но победившего смерть своим воскресением и, тем самым, даровавшего спасение человеческому роду.


«Грядый Господь на вольную страсть». Что мы вспоминаем на Страстной седмице

Каждый день Страстной седмицы называется Великим. Церковь час за часом проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа и вспоминает ветхозаветные прообразы Его жертвы.

В Страстную cедмицу Церковь вспоминает события последних дней земной жизни Христа и ветхозаветные прообразы Его жертвы. Все дни Страстной недели называются Великими.


В Понедельник
мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа и евангельское чудо о смоковнице.

Сын Иакова и Рахили Иосиф, проданный завистливыми братьями в рабство за 20 сребреников, стал прообразом Христа, оцененного предателем Иудой в 30 сребреников. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают Христа. История мнимой смерти сына Иакова и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.

Иоанн Златоуст пишет о том, что Господь должен был хотя бы один раз явить, что, будучи Спасителем мира, Он есть вместе с тем и Судья.

Проклятие смоковницы за неплодие – знамение правосудия, которое следует за долготерпением Божиим и казнит тех, кто не раскаялся в своих грехах.

Во Вторник
Страстной седмицы вспоминаются произнесенные Спасителем в этот день обличения фарисеев и саддукеев и притчи о благом рабе и злом, о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде.

В первые три дня Страстной седмицы в храмах звучит песнь «Се, Жених грядет в полунощи». Она напоминает о притче о десяти девах, которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху. Девы обозначают христиан. Светильники – это души, масло – милостыня и другие добрые дела. Жених– Сам Иисус Христос. Он медлит, не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния. Но люди, не задумываясь о конце своей жизни и всего мира, живут беспечно, их разум и сердце не бодрствуют, но как бы погружены в сон. И вот в полночь внезапно раздается крик о приходе Жениха: настало время встречи души с Богом. Мудрые христиане запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу. А души неразумных, грешных людей начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются. Итак, – заключает Господь притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.

Мы вспоминаем о данной нам в крещении благодати – о золотом таланте (талант – греческая денежная единица), который можно приумножить, а можно зарыть в землю, так что потом и это богатство, которым мы пренебрегли, отнимется у нас. Мы видим картины последних времен и Страшного Суда, о дне и часе которого не знают даже ангелы небесные. Церковь призывает нас быть в эти дни рядом со Христом, слушать заповеди Его и выполнять Его волю: Он теперь идет на добровольное страдание для того, чтобы спасти нас. В храме многократно повторяются слова: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…»

В Среду
Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В то время как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно затем, чтобы воздать честь Иисусу и получить душевное исцеление». Христос обещает: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Тогда же в душе Иуды родилось преступное намерение предать беззаконному суду своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе прославляется жена-грешница и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В этот день совершается последняя за пост литургия Преждеосвященных Даров и в последний раз в конце читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого до вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы) в церкви перестают класть земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей.

Предательство Иуды.
Церковь Каранлык в Кападокии

В день Страстного Четверга
Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги учеников, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Литургия Великого Четверга имеет особое значение, поскольку на Тайной Вечери Господь установил таинство Евхаристии (Причащения), когда заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). В этот день всякий православный человек старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения. Ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф. 26:27).

На утрене этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная особенность: поется тропарь «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся…» Церковь и Святые отцы не видят в предательстве Иуды психологических глубин и богоборчества. Они называют Иуду рабом и льстецом, обманщиком, а причиной его поступка — сребролюбие.

В этот день в кафедральных соборах бывает чин умовения ног по образу, преподанному Спасителем. Воспроизводится даже диалог Христа с апостолом Петром, который отказывался от принятия такой чести от Господа.

Утреня Страстной Пятницы
служится в четверг вечером. На этой службе читаются 12 отрывков из Евангелия, в народе она так и называется – «Служба двенадцати Евангелий». Перед чтением каждого отрывка бьют в колокол столько раз, какое по счету евангелие будет читаться. Есть добрый обычай – после этой службы взять с собой горящую свечу, донести огонек до дома и зажечь лампадку, которая будет гореть до Пасхи или до конца Светлой седмицы.
В Великую Пятницу Церковь воспоминает святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, добровольно принятые Им ради нас. Это день самого строгого поста: каждый в свою меру отказывается от пищи и пития, вплоть до полного воздержания.

Все моменты священных событий этого дня ознаменованы богослужением. Время взятия Спасителя в Гефсиманском саду и осуждения Его архиереями – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа; время осуждения Господа на суде Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; снятие тела Христова со Креста – вечерней.

В Страстную Пятницу литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские часы с особыми псалмами, паремиями, чтением апостола и Евангелия.

Днем совершается Вечерня Выноса Плащаницы. Плащаница – икона положения Христа во гроб – сначала располагается в алтаре на Престоле, а затем выносится на середину храма и кладется на особую гробницу. Плащаница о находится на середине храма до Пасхальной полунощницы и напоминает нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе.

После вечерни читается малое повечерие с каноном о распятии Господнем, называемым «Плач Пресвятой Богородицы». Этот канон – рыдание Божией Матери перед Крестом Ее возлюбленного Сына. Христос обращается к Матери: «Жено! Се, сын Твой!» – потом к ученику: «Се, Матерь твоя». Этими словами Господь в лице апостола усыновил Своей Матери всех Своих учеников, все человечество.

Сошествие во ад. XV век. Фрагмент




В Великую Субботу
Церковь вспоминает телесное пребывание Господа во гробе, сошествие Его душею во ад и возвещение пребывавшим там победы над смертью.

В воспоминание погребения Христова Плащаница под погребальный перезвон колоколов торжественно обносится вокруг храма. Потом Плащаницу вносят в храм и кладут перед открытыми Царскими вратами. Это символизирует то, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. В это время читается паремия (отрывок) из книги пророка Иезекииля о том, как он видел прообраз воскресения мертвых: поле «сухих костей», которые восстали и ожили по повелению Божию. Затем читается послание апостола Павла, в котором говорится о том, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, наш Спаситель и Избавитель от вечной смерти и власти дьявола.

По окончании утрени поется песнь, восхваляющая Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который, придя к Пилату, испросил у него разрешения снять с Креста Тело Иисуса, завернул его в погребальные пелены и положил в гроб.

Утром в Великую Субботу служится литургия Василия Великого в соединении с вечерней. На вечерне читаются пятнадцать паремий (ветхозаветных отрывков), в которых собраны важнейшие прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. Один из Святых отцов назвал эти отрывки «Ветхозаветным Евангелием» о Христе Воскресшем.

В древней Церкви в этот день было принято крестить людей, желающих стать христианами (оглашенных). Поэтому Апостольское чтение на литургии читается то же, что и на Таинстве Крещения.

После паремий и Апостола темные облачения священнослужителей заменяются светлыми, в воспоминание того, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа. После этого диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницей читает Евангелие, возвещающее людям о Воскресении Христовом.

Затем литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча», а вместо «Достойно есть» – «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе».

По окончании литургии верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, когда начинается светлая пасхальная радость Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа

Сообщение отредактировал brig - Воскресенье, 12-Апр-2009, 5.56.19
 
АнжеликаДата: Воскресенье, 19-Апр-2009, 5.50.50 | Сообщение # 2
Задержавшийся
Группа: Друзья
Сообщений: 32
Статус: Offline
Очень познавательно. Спасибо))
 
brigДата: Вторник, 21-Апр-2009, 7.21.02 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 327
Статус: Offline
21 апреля 2009
Путь из Ада
диакон Андрей Кураев
Что же мы празднуем в Пасху? О богословии говорить современным людям сложно, поэтому присмотримся к тому, что говорит об этом икона.

Пасха - это не просто праздник. Это - суть христианства. Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Пасхальные события - вот основа христианской проповеди. Христианство - не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют только факт - событие, очевидцами которого были.

Что же мы празднуем в Пасху? О богословии говорить современным людям сложно, поэтому присмотримся к тому, что говорит об этом икона.

Но в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, - это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в русских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше - в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».

Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются, как после стремительного спуска. Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами - точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней - в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами.

«Сошествие во ад» являет нам, как совершается победа Христова: не силой и не магически-авторитарным воздействием, но - через максимальное самоистощание, самоумаление Господа. Ветхий Завет повествует, как Бог искал человека. Новый Завет, вплоть до Пасхи, нам говорит, как далеко пришлось пойти Богу, чтобы найти все же Своего Сына.

Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос - не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, зачем Бог пришел на землю и принял смерть.

На этой иконе дан момент перелома, мгновение встречи двух разнонаправленных, но единых по цели действий: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» - такова золотая формула православного понимания человека.

Воскресение Христа - это дарованная нам победа. Или - победа Христа над нами. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И - вопреки нам, но ради нас - Он все-таки воскрес.

Поэтому иконописец, задача которого - передать пасхальный опыт Церкви, - не может просто представить саму сценку исхождения Спасителя из гроба. Иконописцу необходимо связать Воскресение Христа со спасением людей. Поэтому пасхальная тематика и находит свое выражение именно в изображении сошествия во ад.

Смысл и событийное настроение Пасхи нам не удастся передать лучше, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос, и Жизнь пребывает. Воскрес Христос, и мертвый ни един во гробе!

 
Форум » О том, о сем.... » Просто обо всем помаленьку » Страстная седмица (Что мы вспоминаем на страстной седмице.................)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024

Rambler's Top100 Internet Map
Предупреждение! Информация, расположенная на данном сервере, предназначена исключительно для частного использования в образовательных целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат их владельцам, и администрация сайта не несет ответственность за их использование.